Герой «Ассы» оценил режиссера в кино и в политике

Смерть Станислава Говорухина стала горем для многих россиян — его фильмы вошли в киноклассику и стали любимыми для миллионов. Причиной смерти 82-летнего режиссера стала сердечная недостаточность — следствие тяжелой болезни (Говорухин перенес операцию по удалению легкого).

Одной из главных ролей Говорухина стала работа в фильме «Асса». Сергей Бугаев — Африка (мальчик Банан) сегодня рассказал о последней встрече с режиссером: «В одной руке — трубка, в другой — кардиостимулятор».

Кадр из видео.

Сергея Бугаева и Говорухина связал, что называется, «всем фильмам фильм» — «Асса», взорвавший в 1987-м мозг всем жителям пока еще Советского Союза. Причем в одной гостинице все сидели — Соловьев, Говорухин, Цой, Бугаев… какой букет! И что ни день — то новый поиск, новая творческая лаборатория, новая жизнь. О которой сейчас вспоминать легко и, увы, грустно.

— Сергей Анатольевич, видите, Говорухина не стало…

— Да я вообще… услышал сейчас. В себя прихожу. Буквально недавно его видел. Сижу, фотографии рассматриваю…

— На фестивале в Сочи встречались?

— Нет, был у него в кабинете, в Москве. Сразу заметил, что вот он сидит, а в одной руке — трубка, а в другой — кардиостимулятор. Какая-то взаимоисключаемость в этом была… видимо, недосмотр врачей. Сейчас-то что говорить…

— Ну в этой взаимоисключаемости — он весь! Очень живой. На экране в «Ассе» у вас было такое нервное противодействие, а как это было в жизни?

— Он был глубоким человеком и цельной личностью. Кто-то на него сейчас пытается набрасывать какие-то левые расклады, — тра-ля-ля, доверенное лицо, — всё это от полного непонимания его творческой эволюции. Ведь в 1960-е годы он был настолько «левым леваком», что нынешним и не снилось, нынешние леваки и не понимают — что это значит в те годы снимать Высоцкого в кино и делать всё так, как Говорухин делал.

— Да, «Вертикаль» — самое начало…

— Конечно. А что касается «Ассы», нашей работы с Говорухиным, то в ней удалось затронуть серьезные исторические потоки, пласты: ну представьте себе, в какой-то момент в гостинице «Украина» в Ялте в соседних номерах живут очень существенные деятели русской культуры конца XX века — Говорухин, Соловьев, Цой, Тимур Новиков… И не просто встречаются на съемочной площадке, а работают над фильмом, который, в отличие от советского кино, снимался в «живом эфире», тут же придумывались сцены, разыгрывались диалоги. Это было авангардистским новаторством того времени, потому что это было категорически неприемлемо в советских условиях.

— То есть практически на съемочной площадке все придумывалось?

— Не совсем на площадке, но, по крайней мере, гостиничные номера Говорухина и Соловьева — это были такие вставные вагоны, потому что мы-то, молодые, думали про себя, что это мы такие бескомпромиссные воины, а на самом деле мы встретились с людьми, которые были предыдущим поколением того же самого. Эту «Ассу» можно было бы назвать встречей поколений.

Поэтому у нас со Станиславом Сергеевичем сложились устойчивые отношения, которые длились последние 30 лет. Вот я к нему недавно и приехал в кабинет — просить, чтобы он поучаствовал в некой акции поездок по городам России в связи с 30-летием фильма «Асса». Чтобы мы с ним вместе находились на сцене.

Когда я собирался к нему, мне все говорили — «Да ну, ты чего, да он уже только с Путиным встречается». А я ответил: «Да ладно, бросьте вы глупости говорить, ерунду нести». И действительно, Говорухин меня встретил очень радушно. Я впервые в жизни попросил его помочь мне. Мгновенная реакция — хватает свой телефон на котором написано «Москва. Кремль», начинает звонить, писать бумаги… Извините, что такие детали.

— Да чего там.

— Просто глупо будет, если начну рассматривать теоретические аспекты его вклада в кинематограф, взаимосвязи его художественных фильмов и документальных, его попытку участия в выборах президента РФ. Он был во всем этом — полноценным, здоровым человеком.

Я помню очень злые моменты на съемках. Был такой момент, когда Говорухин меня топит, но на самом деле он при этом сам чуть не утонул. Потому что вода была — семь градусов. Представляете, что такое семь градусов?

Говорухин такой весь накачанный, взрослый, мощный, а я такой худой, слабенький, ему всего-то и нужно было меня чуть-чуть притопить. Но он начал топить, а я не тону, а он топит, а холодно все-таки… И когда мы выбрались из воды, тут стоял замечательный Леонид Ярмольник, который увидел каких-то зелено-синих граждан, достал бутылку водки и заставил нас с Говорухиным выпить по стакану. Хотя я сам человек непьющий. Но выпили. И это нас спасло. Иначе этот трагический день состоялся бы еще тогда. Не будем о грустном, поэтому…

— Говорухин как актер — менялся на площадке? Или оставался таким, как и в жизни?

— Вы знаете, вот он был как раз никакой не актер, это был абсолютно полноценный человек, стопроцентный. Который занимал по важнейшим вопросам важнейшие позиции. В частности, у нас в гостинице в тот момент разворачивалась симметричная фильму история, и наша с ним история в кино перекладывалась на реальную жизнь. Поэтому у нас там все было еще более загадочно и весело. Люди все были живые, девчата красивые, а он был тоже мужчиной привлекательным, и женщин очень любил. До последней капли крови. Вы извините, что накидываю пелену веселья, но на самом деле не до радости.

— Жизнь есть жизнь.

— Да, будем вспоминать и радоваться. Мы с ним много потом перемещались по кинофестивалям, в то время он еще жил в славном городе Одесса, принимал нас там нечеловеческим приемом, очень все было здорово и приятно, и будем надеяться, что вот на эти дни либеральная общественность попритихнет, учитывая мистический переход людей из одного состояния в другое. И от нас живущих — в момент этих мытарств — зависит, куда попадет душа усопшего, и я надеюсь, что душа Говорухина, при поддержке огромного числа людей, окажется за пазухой у Отца нашего Небесного.

***

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в Госдуме говорил о Станиславе Говорухине со слезами на глазах.

«Ушел из жизни талантливый режиссер, очень яркий художник, великолепный актер, интересный и умный политик. Страна потеряла одного из самых ярких своих граждан.

Мы с ним дружили много лет, и я ему обязан очень многим. Он был одним из первых деятелей культуры, который протянул мне руку в 91-м году, в трудное время. Он понимал, что его фильм «Так жить нельзя» сыграл свою негативную роль в развитии событий, в истории страны, и как бы извинялся за него своим следующим фильмом «Ворошиловский стрелок»…

Станислав Сергеевич вступил в Народно-патриотический блок, активно помогал мне на президентских выборах 1996 года вместе с другим замечательным режиссёром Владимиром Меньшовым. Вместе со мной он проводил тогда в Думе пресс-конференции, когда нам перекрыли все доступ на телеканалы, радио, и требовал настоящей свободы слова.

Мы были в «Снегирях» соседями и регулярно встречались за чашкой чая, рюмкой водки и бильярдным столом. По сути, он был моим тренером в этом виде спорта…

Станислав Сергеевич прекрасно знал русскую литературу, цитировал кусками на память…с ним было очень интересно разговаривать.

Болезнь его достала. Мы много с ним общались в последнее время. К сожалению, такие формы рака ещё не лечатся…

Мы потеряли достойного товарища и великого гражданина».

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, также высказался о смерти режиссера.

«Сегодня мы узнали скорбную весть о кончине Станислава Сергеевича Говорухина. Почти все созывы мы были вместе… Это был известный деятель культуры, общественный деятель, возглавлял Комитет по культуре долгие годы. У всех он пользовался высочайшим авторитетом. В самые трудные годы он возглавлял думскую Комиссию по событиям на Кавказе (парламентская Комиссия по расследованию обстоятельств начала первой чеченской войны работала под руководством Станислава Говорухина в середине 90-х годов — «МК»)…

Он всегда выглядел бодрым, твердым человеком, со своими твердыми убеждениями. Мы все скорбим…

82 года — это долгая жизнь, но у него ещё был резерв, и он мог бы быть с нами ещё лет 10. Он никогда не был сторонним наблюдателем событий, мы слышали его голос в зале заседаний, его позицию… Долгая память сохранится о нём».

Сергей Миронов, лидер фракции «СР», сказал: «Ушёл из жизни человек-легенда, великий режиссёр и законодатель. Это был незаурядный человек. Мы знаем его культовые фильмы — «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину». Он был прекрасным актёром, и, мало кто знает, но и прекрасным живописцем, человеком своей эпохи. Навсегда светлая память о Станиславе Сергеевиче останется в наших сердцах. Мы скорбим.»

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков передал журналистам слова соболезнования Владимира Путина: глава государства считает Говорухина гениальным режиссером и отдает должное тому, что Станислав Сергеевич всегда отстаивал свою точку зрения и воплощал ее в жизнь.

Читайте материал «Станислав Говорухин впал в бессознательное состояние, вчера уже не разговаривал»

Смотрите фоторепортаж по теме:

Роли Станислава Говорухина в фотографиях: памяти режиссера

21 фото

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: