Гостям Петербургского форума устроили праздник и показали уникальные экспонаты

В нашей стране первая железная дорога общего пользования – Царскосельская – была открыта для постоянной эксплуатации в Санкт-Петербурге, 30 октября 1837 года. И лишь спустя ровно сто восемьдесят лет, 30 октября 2017 года, в Северной столице, наконец, распахнул свои двери перед жителями и гостями города новый современный Музей железных дорог России, еще раз подтвердив расхожую мысль о том, что «русские долго запрягают, но потом быстро едут». И действительно, сегодня перед нами – грандиозное историко-техническое сооружение, имеющее минимальное количество аналогов в мире, о котором хочется говорить в восторженных тонах.

Едва успев появиться, Музей «РЖД» быстро завоевал авторитет. Доказательствами тому послужили огромные очереди у его входа в последние месяцы 2017 года и несколько десятков тысяч посетителей. Столь тяжелый и неожиданный для некоторых «экзамен на прочность» новый музей выдержал с блеском и по праву вошел список наиболее значимых культурных объектов не только города на Неве, но и всей нашей страны.

По словам Владимира Одинцова, возглавляющего Музей железных дорог России:

«Общая экспозиционная площадь превышает 56 тысяч квадратных метров, а число экспонатов составляет почти 4 тысячи. С момента открытия Музей железных дорог России посетили более 200 тысяч (!) человек. Сотрудниками проведено более 1000 тематических экскурсий. Не обошли вниманием воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов, и, главное, маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями…»

Костяк экспозиции, безусловно, составляют так называемые «натурные образцы» – реальные исторические локомотивы и вагоны. В настоящий момент на путях музея выставлено 118 единиц. Возраст некоторых из них приближается к столетнему. Очень разнообразно представлен и экспериментальный подвижной состав, по тем или иным причинам не появившийся в массовом производстве, однако позволяющий нам теперь не только наглядно проследить развитие отечественной конструкторской мысли, но и даже пощупать руками детали.

Наряду с технической составляющей, почти у каждого экспоната уже есть и собственная, «личная», история. Вот, например, гордость отечественного паровозостроения – дореволюционный пассажирский локомотив серии «С». В середине 1970-х гг. он был обнаружен энтузиастами на ржавеющих путях московской котельной, где находился в весьма ветхом состоянии. Никакие доводы об уникальности, поскольку это оказался единственный уцелевший паровоз из всей серии, не могли тронуть сердца руководителей МПС. И любители истории техники пошли на хитрость. Дело в том, что при переезде большевистского правительства из Петрограда в Москву, 10-11 марта 1918 года, литерный поезд на одном из участков вел паровоз такой же серии, с номером «245». Истинный номер, «68», на ржавом раритете замазали, а поверху свежей краской вывели гордые цифры «245». Теперь к делу сохранения экспоната, как «ленинского наследия», посчитало долгом подключиться уже высокое партийное руководство. В 1997 году, после многих перипетий, восстановленный паровоз был доставлен в музей Октябрьской железной дороги у станции Шушары. А в 2001 году – вернул себе и «родное» обозначение «С.68».

А вот стоит двухосный пассажирский вагон. На днях мы отметили грустную дату – пять лет назад из жизни ушел режиссер Алексей Балабанов. Именно в этом вагоне, в 1995 году, мастер отснял несколько эпизодов для своего короткометражного фильма «Трофимъ».

Еще одна безусловная «кинозвезда» – ручная коромысловая дрезина. Неоднократно мелькала на кадрах таких блокбастеров, как «Статский советник» Никиты Михалкова и «Край» Алексея Учителя. При этом также является единственной сохранившейся единицей в стране.

Невозможно пройти и мимо боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец». Этот брутальный экспонат поражает своей мощью и размерами. Состав из трех вагонов, в которых размещены пусковая установка межконтинентальной стратегической ракеты, командный пункт и технологические системы жизнеобеспечения личного состава, находился на боевом дежурстве Вооруженных Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год. К 2007 году, согласно договоренностям с США о разоружении, все двенадцать существовавших тогда «ядерных поездов» были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи. Честно говоря, и сегодня смотришь на один из них с некоторой опаской.

В середине марта нынешнего года экспозицию лично осмотрел директор Лондонского музея техники Ян Блетчфорд. Появление в Петербурге столь авторитетного лица еще раз наглядно засвидетельствовало высокую оценку нового Музея «РЖД» и его статус в международном историко-культурном сообществе.

Британский гость обсудил со своим российским коллегой вопросы участия ОАО «РЖД» в совместной выставке, которая уже в сентябре должна открыться в Лондоне. Выставка будет посвящена развитию науки и техники, в том числе и железнодорожной, в России в эпоху императора Николая II. В частности, она расскажет британцам о Транссибирской магистрали и работе рельсового транспорта во время Первой мировой войны.

Как отметил заместитель директора Музея «РЖД» Павел Дунаев, прокомментировав итоги встречи:

«Музей железных дорог России открылся недавно, и сейчас мы только начинаем общение с зарубежными коллегами. Думаю, сотрудничество сложится. Желание взаимодействовать есть, впереди много интересного…»

Один из самых ярких праздников, на которые Музей «РЖД» пригласил петербуржцев и гостей города, был инициирован участием в популярной акции «Ночь музеев-2018». Посетителей ждали живая музыка, киносеансы на открытом воздухе. Множество удивительных открытий, которые можно совершить только в железнодорожном музее, стали возможными благодаря специально разработанным игровым и познавательным маршрутам для юных посетителей.

Мероприятие оказалось настолько востребованным, что было принято решение повторить его в похожем формате для гостей и участников Международного экономического форума, открывшегося в Петербурге. И вот, с вечера 24 мая 2018 года, в залах музея вновь зазвучала музыка, в сопровождении оркестра выступили популярные «Ночные снайперы» и «БИ-2». Повсюду слышалась разноязыкая речь гостей и строгие размеренные повествования экскурсоводов. В круглом зале на больших экранах в течение всей ночи, в сопровождении аудиорассказа, демонстрировалась панорама Великого Сибирского пути. Это уникальное художественное произведение кисти Павла Яковлевича Пясецкого, которое после реставрации в 2004-2007 гг. хранится в фондах Государственного Эрмитажа и крайне редко доступно посетителям. Дело в том, что общая длина этого «акварельного рисунка» составляет 942 метра! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже панораму впервые увидела публика. Чтобы отразить весь размах и мощь Великого Транссибирского железнодорожного пути, во французской столице был построен специальный павильон с тремя вагонами. Посетители выставки, заходя в вагоны, невольно оказывались «пассажирами»: они занимали места и смотрели панораму через окна. Специальные установки имитировали «тряску» вагонов. Панорама состояла из нескольких слоев: объектов и планов, которые двигались за окнами с разной скоростью, создавая иллюзию путешествия. Сегодня приблизить ощущения наших современников от просмотра эпической панорамы к восприятию их прадедушек и прабабушек позволяют уже цифровые технологии.

Очень приятно было видеть молодежь. Так, участники группы исторических реконструкторов «Воксхолл Норд» – юноши и девушки в тщательно подобранных и сшитых индивидуально формах железнодорожников послевоенного времени – старательно и со знанием дела отвечали на все вопросы посетителей. Один из этих ребят, Александр Сыромятников, поправив кокарду на фуражке, в короткой беседе со мной гордо произнес;

«Мы тоже делали этот музей!»

В его словах – немалая доля правды, ибо только совместными усилиями профессионалов и волонтеров в современном мире возможно развитие и сохранение технической истории. А глядя воочию на правильно поставленный подход к делу, в новых успехах Музея «РЖД» в ближайшем будущем можно не сомневаться.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: